Реализация личного потенциала и талантов в условиях кризиса

Свой доклад на тему «Реализация личного потенциала и талантов в условиях кризиса» я хотела бы начать с «Притчи о талантах» и тем самым показать, что сама проблема стара как мир. 

«…раб, «получивший пять талантов, пошёл, употребил их в дело и приобрёл другие пять талантов» (Матф. 25:16). А раб, «получивший же один талант, пошёл и закопал его в землю и скрыл серебро Господина своего» (Матф. 25:18). Господин сказал: «Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 25:28—30).

 

Один талант (монета) в Древнем Израиле примерно соответствовал 1290 рублям Российской империи. Сумма весьма приличная, например, средняя зарплата русского рабочего тогда равнялась 25 рублям, а депутат Госдумы получал 350 рублей. Если переводить на современные рубли, то,  к этим цифрам нужно приписать ещё три нолика. Такую огромную ценность имел в библейские времена один талант.

Каждый период развития цивилизации характеризуется специфическими, присущими, именно ему изменениями, что в свою очередь ведет к возникновению различного рода кризисов: промышленному, экономическому, политическому и, как следствие, -  межличностному и внутриличностному. 

Любые перемены – это всегда сложный период в жизни каждого человека, т.к. требуется определенное временя для адаптации к новым условиям. Недаром на востоке недругу желают «жить в эпоху перемен».

Сегодня для нашей страны не самое простое время. Экономический кризис затронул практически все сферы жизни и, так или иначе, отразился на жизни каждого из нас.

Наиболее сильно влияние кризиса сказалось на производственной сфере. Не секрет, что многие отрасли существенно сокращают свою деятельность, что приводит к увольнению сотрудников.

В зону риска зачатую попадают люди более старшего возраста, хотя кризис не жалеет и молодежь. Ситуация может усугубляться еще и возрастными, семейным и другими нормативными и ненормативными кризисами. На человека сваливается масса проблем, с которыми он не может справиться. Жизнь усложняется, но не заканчивается, и именно состояние кризиса позволяет мобилизовать свои силы, возможности, найти в себе новые ресурсы, вспомнить о своих способностях и дарованиях, которые ждали своего часа.

Кризис (в греч. krisis — решение, поворотный пункт) означает так же - суд, перелом, переворот, пора переходного состояния.

В китайском языке – кризис, - в отдельности, означает опасность и возможность, а в японском - опасный момент или поворотный период. Толкование данного понятия во всех языках двояко - все зависит от вашего выбора, кто решает, что это опасность – кидается в панику или прячется от проблем, а кто считает, что это возможность – мобилизует свои силы и находит новые, интересные для себя решения. 

Ключевым понятием здесь является – переходное состояние. А кто в каком направлении будет двигаться, - каждый решает сам.

Приведу пример из статистики:

1. «.. увольнения в реальном секторе экономики достигли максимума. По данным Института экономики переходного периода (по результатам опроса руководителей более 1100 предприятий) - «…в январе о сокращениях персонала заявили 73% предприятий машиностроения и производства строительных материалов и 67% предприятий черной металлургии.  Это данные за – 2009 г.

Сайт «Рабочая борьба». / Юлия Есина, Компания «Управленческие технологии» /

Далее….:

«….количество уволенных сотрудников превысило количество принятых на работу в марте - на 8,5 тыс. человек, в апреле - на 39,5, в мае - на 56,8, а в июне на 19,5 тыс. человек. Росстат приводит статистику по организациям и предприятиям (без учета субъектов малого предпринимательства) по  основным видом деятельности, среди которых: лесозаготовка, добыча полезных ископаемых, обработка, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт и связь, торговля, финансы, - …  это данные за 2012 год. Источник: vestifinance.ru 

Исходя из приведенных примеров, следует отметить, что ничего нового и сверхестественного сегодня не происходит. Все, как всегда, только восприятие таких проблем не меняется во времени - всегда острое и болезненное для каждого человека.

Поэтому самое время остановиться, вздохнуть поглубже и обратиться к себе, своим способностям, возможностям и талантам, и спросить себя - «Что я хочу, что я могу и что мне сейчас нужно сделать?».

Возможности реализации потенциала человека – безграничны, нужно только посмотреть на себя со стороны, (как если бы вы давали совет другому человеку, попавшему с сложную ситуацию), а может «нырнуть» вглубь и «покопаться в себе» и всегда найдется то, что тебе нужно именно сейчас.

Каждый человек от природы наделен множеством талантов, (по различным данным - от 8 до 16 талантов), способных обеспечить его всем.

Известный психолог, автор понятия множественного интеллекта Говард Гарднер определил восемь основных типов таланта: 

1.Цифровой талант. При должном развитии человек, наделенный этим талантом, может стать программистом или математиком. 

2.Пространственным талантом наделены художники, дизайнеры, архитекторы. 

3.Слуховой талант присущ музыкантам. 

4.Вербально-лингвистический талант проявляется у писателей и журналистов. 

Кроме того, существуют еще и:

1.Личностный талант, который присущ людям, способным добиваться различных целей, даже не имея определенных способностей. Это направление самовнушения. 

2.Межличностный талант – умение внушать свои идеи другим людям. Им наделены дипломаты, политики, ораторы, актеры, бизнесмены. 

3.Физический талант один из наиболее распространенных. Им обладают спортсмены, танцоры. Подобный талант может проявляться в людях совершенно разных профессий (строителей, водителей и т.д.)

4.Талант окружающей среды позволяет остро чувствовать любые эманации (Эманация - Истечение, излучение творческой энергии божества как объяснение происхождения мира природы (в древнеримской философии). Люди, наделенные этим талантом, становятся дрессировщиками, животноводами, кинологами и т.д.).

Необходимо учитывать и возможность наличия сразу нескольких талантов. В этом случае человеку открываются неограниченные возможности выбора. 

Талантов много, их проявлений и областей применения, еще больше – важно не потерять их в себе или себя в них.

Однако сам по себе талант – не панацея. Реализация потенциала каждого человека напрямую зависит от многих факторов.  

Главный секрет успешных людей - это четко поставленные цели, непоколебимая вера в успех, выбор путей достижения и предпринятие необходимых действий. 

Заметьте, как легко человек достигает поставленных целей: 

Его цель – отсидеть на работе, вернуться домой и засесть перед телевизором -  он ее легко достигает.

Когда человек задается целью быть здоровым, постоянно хорошо выглядеть - добивается и этого.

Если его целью является создание крепкой семья, то именно это он и получает.

Хочет сколотить капитал и стать богатым человеком, то гарантирует себе как раз это.  

А если он ставит перед собой цель самосовершенствования, получение новых знаний и навыков, то ничто не сможет ему помешать: ни время, ни место, ни возраст. Он просто обречен на успех!

Так устроен мозг человека, он содержит в себе и механизм формирования и механизм достижения поставленных целей.

Однако, умение ставить цели – это тоже своего рода способность, талант, а таланты как уже говорилось – есть у всех нас и развивать их во благо – миссия каждого мыслящего человека. Только кто-то пользуется своими талантами, развивает их во благо себе и общества, а кто-то «зарывает» их, и винит всех в своих неудачах.

Так что же такое талант? 

Существует масса трактовок данного феномена.

Талант — это присущие от рождения определённые или выдающиеся способности, которые раскрываются с приобретением опыта, формируя навык. Это природный дар. 

Это также способность человека делать что-то очень хорошо, которая отличает его от других, помогает ему реализовать себя наилучшим образом, наполняет жизнь истинным смыслом и радостью. Талант - это легко делать то, что трудно для других, это качественный уровень развития способностей человека. Талантом также можно назвать совокупность способностей, которая позволяет получить результат от деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Высшая ступень развития таланта - гениальность, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере жизни и деятельности.

Само это слово пришло из библейской притчи, с которой мы начали эту тему. «В христианстве талант - дар Божий, в Божественном замысле о человеке ему дарована возможность творить, и творить нечто новое».

Т.е. цель высщего замысла - реализация таланта, и неважно, к какому типу он относится, необходимо определить и развивать его — так сказать, «отдать в рост», - и тогда «прибыль» будет гарантирована. 

Вроде бы все предельно ясно и просто. Тогда почему в обществе так много людей не сумевших реализовать свои возможности, т.е. «зарывших свой талант»?

Взрослому, сформировавшемуся человеку порой бывает очень сложно определить, что у него получается лучше всего, так как социум - школа, институт, однообразная работа, сделали свое дело, и многие стали представителями «большинства», лишившись чувства своей индивидуальности, уникальности и одаренности.

Индивидуальность – особое качество личности, единство ее биологической и личностной целостности, становление индивидуальности проявляется в форме личностной самореализации. Внешними особенностями индивидуальности являются ее неповторимость, единичность, целостность, единство, неделимость, самобытность.

Для гармоничного развития личности необходим баланс во всех сферах жизни человека. Изменение в одной области автоматически ведет к изменению всех остальных областей. Например, неудовлетворенность работой ведет к раздражительности, что напрямую отражается на семейной жизни и здоровье, на социальном статусе человека, его общественной жизни и препятствует его саморазвитию.

Гармоничное развитие личности предполагает также уважительное отношение к системе ценностей окружающих, т.е. своих близких (семья, коллеги, друзья), что в свою очередь является гарантом полноценного и комфортного развития самого человека. Кроме того, уважительное отношение к системе ценностей окружающих является инструментом избегания конфликтов, т.к. конфликты, как правило, возникают между людьми, имеющими разные системы ценностей.

Реализованный талант дает возможность человеку занять свою нишу в жизни, где ему будет комфортно, где он будет получать максимальное удовлетворение и, что немаловажно, достаточную для себя материальную выгоду. Это именно то, к чему мы стремимся - потребность в самореализации. Счастливы те люди, которые вовремя распознали свой талант. Жизнь таких людей наполнена радостью, благодарностью, уверенностью, умиротворенностью.

Интерес к своей деятельности говорит о талантливости в этой сфере жизни. Если человек не испытывает интерес к своей работе, значит это - не место раскрытия его таланта.

Люди, которые не следуют зову сердца, а двигаются в общем потоке, по принципу «все так живут», в итоге приходят к разочарованию. 

С нереализованными способностями люди не видят радости жизни, они преисполнены пессимизма и недовольства. Работая не в сфере своих дарований, человек не заинтересован развиваться, не реализован и всегда довольствуется меньшим, что негативно отражается на его жизни в целом. 

Такие люди, как правило, страдают эмоциональными расстройствами на фоне отсутствия смысла и цели жизни, и это проблема касается различных сфер деятельности, а не только искусства, как это принято считать. 

А вот в сфере своих талантов, человек расцветает, вдохновляется, легче приобретает богатство, и все, необходимое для собственного развития и благополучия. Сама жизнь открывает перед такими людьми двери, предоставляет необходимые для этого ресурсы.

Все, что у человека получается легко и естественно, непринужденно и с радостью говорит, что он попал в сферу своего «талантливого обитания». 

Любая кризисная ситуации заставляет человека задуматься: «По тому ли пути он идет? Или может пришло время переосмысления, переоценки ценностей? Может пора что-то помять в жизни?

Особенно важно помнить об этом в сложных ситуациях, когда человек теряет работу, веру в себя, опускает руки.

Казалось бы ничего нового. Всё это мы знаем, всё понимаем, но почему-то ничего не делаем. Инертность, неорганизованность, неуверенность в себе, отсутствие веры, даже банальная лень, слишком велики.

Кто-то сказал, что: «Лень – это забор с острыми кольями: сидишь на нём   и вертишься от боли, а спрыгнуть страшно».

В кризисных ситуациях человеком всегда управляет страх,  тревожность, а впоследствии появляется депрессия. Работать с подобными состояниями – задача специалиста. Человек оказавшийся в непростой ситуации всегда может рассчитывать на помощь и поддержку опытного психолога. Своевременное принятие мер позволяет изменить жизнь к лучшему, обрести уверенность в себе, найти в себе способности и возможности, избавиться от тревожности и страхов, и жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Еще в начале прошлого века Нобелевский лауреат доктор А. Каррел доказал, что «Человек, который не знает, как бороться с чувством беспокойства умирает молодым». 

Конечно, современная медицина научились продлевать жизнь людям, не умеющим справляться со своей тревожностью, или скорее блокировать ее (не чувствовать страх, опасность, становиться бесчувственными). 

Однако факт остается фактом: - среди людей, находящихся в хроническом состоянии тревожности - т.е. склонных по любому поводу испытывать болезненное беспокойство – здоровых нет. 

Тревожность, как доминирующее состояние, является причиной многих заболеваний, таких как: болезни сердца; гипертония; ревматизм; артрит; язва желудка; сбои в работе щитовидной железы; диабет; онкология и другие серьезные заболевания.  

В 1871 году студент-медик Монреальской больницы, готовясь к экзамену, совершенно случайно – можно сказать, по ошибке - открыл книгу Томаса Кармеля. Книга встретила его фразой – всего 21 слово, - и это определило всю его дальнейшую жизнь. Впоследствии он стал знаменитым врачом, основал всемирно известный исследовательский институт им. Джона Хопкинса, и возглавил кафедру в Оксфорде. Его имя - сэр Вильям Ослер. Это ему принадлежит знаменитое изречение: «Одна из главных обязанностей врача – научить людей не принимать лекарства». 

Вот эта фраза, которая и вашу жизнь сможет сделать красивой, наполненной и яркой: «Наше главное дело не смотреть на то, что лежит в туманной дымке на расстоянии, а делать то, что лежит непосредственно под рукой».

Сэр Ослер, спустя 42 года так объясняет эту фразу: «Я живу в рамках одного дня. Вчера и завтра для меня не существует!» - т.е. – «в здесь и сейчас». Таким образом, причины возникновения беспокойства, усугубляющие состояния тревожности и, как следствие, кризисное состояние, депрессия и т.п. – это: 

- зацикленность на негативном опыте в прошлом; 

-  недостаток информации в настоящем;

-  попытки строить прогноз на будущее с опорой на негативный опыт из прошлого и недостаток информации в настоящем. 

Крайне необходимо принять для себя некоторые постулаты:

- Человек хочет уверенно управлять своей жизнью, а не плыть по течению;

- Он четко понимает, что переход на новый уровень происходит через личное осознание себя, своих убеждений; 

- Он осознает, что научиться управлять своей жизнью можно лишь при активном изменении своих действий через корректировку устоявшихся убеждений; 

- Он должен понимать, что любые изменения поведения человека дают устойчивые результаты лишь при последовательном применении новых моделей в течение времени, необходимого для закрепления навыка на уровне неосознанной компетенции. 

Все проблемы решаются гораздо легче, если человек живет настоящим. Кроме того, есть вещи, о которых не стоит забывать:

- Во-первых, мы живем в огромном, постоянно меняющемся мире, и мы все иногда заходим в тупик.

- Во-вторых, застойные ситуации неизбежны, т.к. все мы живем в социуме. И неважно насколько осознанно ведет себя человек — вы всегда будете сталкиваться с различными обстоятельствами и непростыми отношениями, ведь такова жизнь.

- В-третьих, то, в какие застойные ситуации вы попадете, обусловлено именно вашей личностью.

В непредвиденной ситуации человек не всегда может сразу что-либо изменить, часто приходится потратить немало времени и усилий только для того, чтобы разобраться и выяснить, в чем же заключается сама проблема. Любая ситуация рассматривается во взаимосвязи со всеми факторами и под разным углом зрения.

- У любой проблемы не всегда существует единственное, четкое и объективно правильное решение. Не стоит отчаиваться, надо понимать, что после выявления самой проблемы, нужно время на поиски решения, и силы для его принятия.

- Гибкое мышление, присуще человеку не зацикленному на проблемах, не испытывающему тревогу и беспокойство, всегда позволит найти пути решения. 

- Если вы принимаете на время чужую точку зрения, это не значит, что вы должны отказаться от собственной. В данной ситуации важно уметь переключаться между своим видением ситуации и позицией другого человека.

- Решение должно соответствовать вашим личным особенностям. Ваши слова и поступки, должны соответствовать вашим желаниям и предпочтениям, тому, что исходит изнутри вас.

- Даже при встрече с неизбежными в жизни трудностями, не нужно терпеть ситуацию, которая нас не устраивает. Всегда есть возможность оптимального варианта выхода из критической ситуации. 

-  Всегда следует помнить, что умение приходит с опытом. Ваш природный дар и непоколебимая вера в успех обязательно помогут выйти из кризиса.  

Развитие каждого человека, его жизненный путь, напрямую зависит от его «высших смыслов».

Под высшими смыслами, ради которых человек готов меняться, понимаются ценности, живущие внутри каждого из нас, которыми мы не готовы поступиться. Это может быть семья, работа, саморазвитие, эмоциональное и физическое здоровье, карьера и т.д.

Для понимания своих ценностей существует много интересных методик, например, одна их них «Письма из будущего».

Цель этих методов — выявить личную внутреннюю шкалу ценностей, осознать и сравнить, насколько то, что человек считаете ценным, сопоставимо с сегодняшними его поведением: действиями или бездействием, прилагаемыми усилиями, направлением развития и качеством жизни в целом.

Суть метода состоит в том, что человеку предлагают написать себе самому письма из будущего, с различным временным интервалом. Первое письмо себе -через 1 год, второе через 3 года, третье через 5 лет, четвертое - через 10 лет, а пятое – без даты, - из того времени, когда последним может быть каждый день.

В каждом письме предлагается описать то, что важно для человека в этот период (интересы, работа, семья, друзья, дети, самореализация, самопознание, т.д.).

Всего получится пять писем, скорее всего, разных по объему, - чем дальше, тем короче и короче... Потом нужно взять маркер и отметить во всех письмах повторяющиеся позиции, мысли и фразы. Мысли повторяющиеся во всех письмах и отражают основные, самые важные ценности человека. Анализ этих писем позволит каждому в корне пересмотреть свою жизнь и увидеть то, что до сих пор было скрыто от него рутиной.

Удержание фокуса на том, что действительно важно, помогает нам быстро развиваться в направлении, которое мы считаем для себя правильным. Осознания, приходящие в ходе таких методик, становятся мощным толчком к саморазвитию и поддерживают высокую готовность личности к изменениям.

Итак, подводя итоги хотелось бы напомнить о том, о чем мы постоянно забываем в трудных ситуациях:

1. Так было уже много раз у многих людей, вы не первый и не последний.

2. Безвыходных ситуаций не бывает.

3. У каждого человека обязательно есть способности, дарования, таланты.

4. Человек не одинок - всегда есть люди готовые его поддержать.

5. "Когда дует Ветер Перемен, одни строят стены, другие ветряные мельницы" - сказал Конфуций. Поэтому надо поблагодарить прошлый опыт, принять необходимость этих перемен для самого себя и правильно выбрать направление. А дальше … поставить для себя цель, выбросить весь негатив из прошлого, убрать страх и тревоги, забрать с собой позитив, положительный опыт, укрепить веру и двигаться вперед к своей намеченной цели. Может быть, как раз это и есть счастье -то, ради чего стоит жить. 

Как сказал Ларошфуко: «Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье — к несчастному».

 

В статье использованы материалы:

1. Выдержки из Евангелие (Матф. 25:28—30). Изд. «Благовест» 2014 г. (Матф. 25:28—30).

2. А.А. Деркач, Е.В. Селезнева «Акмеология в вопросах и ответах» - М.: изд. «Московский психолого-социальный университет (МПСУ)  2007. – 248

3.Сайт «Рабочая борьба». / Юлия Есина, Компания «Управленческие технологии» / Статистические материалы.

4. Марта Николаева-Гарина –практический психолог фрагменты из материалов тренинга «Как выйти из кризиса за 12 дней». 

5. Агафонова Елена Бизнес тренер, коуч «из материалов тренингов»