Диагностика эмоциональной сферы и личности младшего школьника

Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позицией школьника. Это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать ее. 

 Выявить страхи младших школьников можно с помощью метода неоконченных предложений, изучения рисунков детей, опросов. На основе полученных ответов психолог делает выводы о наличии и разнообразии страхов. Большое количество страхов – показатель преневротического состояния. Для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет используется «Шкала явной тревожности» (СМАS), разработанная американскими психологами. В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М. Прихожан. Специфика детского варианта в том, что о наличии симптома свидетельствуют только положительные варианты ответов. Кроме того, в детском варианте имеется контрольная шкала из 11 пунктов, выявляющая тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Методика содержит 53 вопроса. Время выполнения теста 25-20 минут. Возможно групповое проведение. Сырые баллы переводятся в стены, на основании 

Школьный психолог может использовать в целях диагностики учащихся не только экспериментальные методики, анкеты, наблюдения учителей по составленной им программе, но и материалы бесед, интервью, позволяющие получить более глубокие и разносторонние сведения о личности ученика. 

Путем наблюдения можно оценивать некоторые индивидуально-психологические особенности учащихся. На основании поведенческих реакций, наиболее часто встречающихся в учебной деятельности и в повседневном общении, можно сделать вывод о силе, уравновешенности, подвижности нервных процессов. 

О силе возбудительного процесса в центральной нервной системе можно судить по общей работоспособности и адекватности ответов на воздействующие стимулы: у «сильных» чем сильнее стимул, тем сильнее ответ. У «слабых» при повышении силы выше некоторой средней величины наблюдается снижение силы ответа. В большинстве случаев для относительно слабого типа нервной системы характерны также более тонкие пороги чувствительности, длительные переживания даже при небольших психотравмирующих воздействиях. 

Основанием для отнесения к преимущественно сильному типу нервной системы со стороны возбуждения являются следующие показатели: 

  1. Способность длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости заданной деятельности.) 
  2. Умение преодолевать трудности и неудачи в работе. Настойчивость в достижении цели. 
  3. Повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности. 
  4. Стремление к самостоятельным поступкам, особенно в трудных, незнакомых ситуациях. 
  5. Способность быстро справиться и мобилизовать себя в случае неудач. 

Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели. 

О силе тормозного процесса можно судить по способности к волевой задержке, быстроте формирования тонких дифференцировок по поведенческим реакциям, характеризуемых преобладанием тормозного компонента.

 Основанием для отнесения к «сильному» типу нервной системы со стороны торможения являются следующие показатели: 

  1. Высокая работоспособность особенно в неинтересном деле. 
  2. Сдержанность в поступках и разговоре, даже, несмотря на психотравмирующую ситуацию. 
  3. Сдержанность в общении. (Умение хранить интересные новости.) 
  4. Неторопливость в принятии решений. 
  5. Быстрое и прочное формирование различных навыков, связанных с тонкой дифференцировкой и волевой задержкой. 
  6. Неторопливость в движении, речи, скупая пантомимика, медленное и тщательное пережевывание пищи во время еды, хороший сон. 

Основанием для отнесение к «слабому» типу являются противоположные показатели. 

О подвижности нервных процессов (переход от возбуждения к торможению и обратно) можно судить по следующим показателям: 

  1. Преимущественно быстрый темп деятельности, даже при основной работе. 
  2. Быстрое усвоение нового материала (а иногда и быстрое забывание при отсутствии повторения) 
  3. Легкость и активность в новых знакомствах, стремление к новым впечатлениям. 
  4. Быстрая адаптация в новой обстановке. 
  5. Быстрое пробуждение и засыпание. 
  6. Живая речь, мимика, подвижность. 

Основанием для включения в группы инертных являются противоположные признаки. 

Попытку стандартизировать метод наблюдения сделал Стотт. Его карта наблюдений состоит из 16 комплексов симптомов- образцов поведения, симтомокомплексов. По результатам наблюдения заполняются таблицы, которые позволяют изучать особенности дезадаптированных к школе учеников. Согласно утверждению Стотта, числовые показатели симптомокомплексов имеют ориентировочное значение, обращаться с ними надо осторожно, методика для практических нужд не стандартизирована.